July 27, 2021

«Ритуал», Адам Нэвилл. В шведские леса ни ногой

В России Адама Нэвилла издавали неохотно. Его дебютный роман «Номер 16» вышел у нас в 2011 году, спустя всего год после первой публикации. Выхода следующего — «Ритуала» — нам пришлось ждать шесть лет, хотя в оригинале он вышел в том же 2011 году. С чем это связано, сказать трудно, ведь Нэвилл — писатель пусть и не очень самобытный, но весьма старательный — все его романы неплохо пугают, да и читать их весьма интересно. А пугаться в России, как известно, любят.

«Ритуал» очень сильно напоминает какой-то хоррор-фильм, который ты никак не можешь вспомнить, но «где-то это я точно уже видел». Друзья идут туда, где не ступала нога человека (привет, «Спуск»), и там натыкаются на жуткие дома и, кажется, жуткое существо (привет, «Ведьма из Блэр»). Всё это создаёт ощущение предсказуемости, но то действительно всего лишь ощущение — в середине книги Нэвилл воткнул плот-твист, который радикально смещает акценты и даже в какой-то степени меняет жанр. Твист топорный, но любопытный.

Так, первая часть — мистический «лесной» ужастик. Герои заходят в мрачный скандинавский лес и погружаются в пучину безумия и древнего ужаса. После определённых событий, роман превращается в чистокровный слэшер — история слетает с катушек, открывает краны с кровищей и ударяется в красочные описания ран и увечий. Даром что до полноценного сплаттерпанка не дошло. Причём, сами по себе, обе части работают очень хорошо — исправно и по-своему пугают. Правда, в то же время, смена стиля и темпа здорово бьёт по повествованию, словно ты не дочитал одну книгу и взялся за другую. Но, возможно, это только со мной так, а большинству понравилось — не зря Нэвилл повторил этот приём в одном из следующих своих романов — «Никто не уйдёт живым».

«Ритуал» — очень кинематографичный роман, не удивительно, что потом по нему сняли фильм. В силу этой кинематографичности, история и персонажи получились не очень глубокими. По ходу чтения неоднократно ловил себя на мысли, что всё это похоже на Стивена Кинга, из которого убрали все флэшбеки и прочий фон, оставили только диалоги/монологи и экшен. Поначалу казалось, что Нэвилл уделит равное внимание всем четырём героям, сделает их выпуклыми и живыми, но, оказалось, они ему не очень интересны. Описание ужасов и окружающего мира для него важнее. Поэтому к концу книги о персонажах знаешь только самую базовую информацию. Это не смертельно, но после психологически сильных романов Кинга, во время чтения «Ритуала» испытываешь лёгкую досаду.

Что однозначно Нэвиллу удалось, так это атмосфера: густой лес, вечный дождь и холод, ни одного человека на десятки километров вокруг и нечто древнее огромное и ужасное, что скрывается за деревьями. Я люблю походы, но боюсь лесов. Я боялся их и до «Ритуала». Но теперь при виде густых зарослей я начинаю по-настоящему паниковать, потому что знаю, что деревья — не всегда то, чем кажутся.