«Пиранези», Сюзанна Кларк
Залпом прочитал за пару дней «Пиранези» — новый роман Сюзанны Кларк, автора «Джонатана Стренджа и мистера Норрелла». Он уже долго стоял на полке в компании других непрочитанных книг — никак не мог найти время (и силы), чтобы почитать что-то длиннее статьи. Впрочем, книга так и осталась нетронутой, прочитал я её на телефоне.
«Пиранези» — история человека, исследующего Дом, мир-лабиринт, состоящий из бесконечного количества исполинских залов, коридоров, лестниц и разнообразных статуй.
После «Стренджа и Норрелла» — романа монументального, с кучей персонажей, множеством сюжетных линий — «Пиранези» отчасти разочаровывает: весь роман — дневник главного героя, охватывающий пусть и большой период времени, но очень камерный как по локациям, так и по количеству действующих лиц (тут и сама книга-то небольшая, чуть больше сборника «Дамы из Грейс-Адье»).
Читатель «в теме» буквально через несколько десятков страниц разгадает интригу и оставшиеся будет просто дожимать, чтобы закрыть гештальт. И хотя читается книга легко и быстро, определённая её скудность очень сильно расстраивает: если вы читали Борхеса, интересовались фольклором и тем, как рождаются идеи, не найдёте в «Пиранези» ничего примечательного.
Но комментарии переводчика в конце расставляют всё на свои места — становится понятно, почему книга получилась такой, какой получилась. Для Сюзанны Кларк, страшно выгоревшей, подорвавшей здоровье во время работы над «Стренджем и Норреллом», страдающей от агорафобии и неспособной делать выбор, «Пиранези» стал отдушиной в момент кризиса, своего рода автобиографией. Поэтому, если расслабиться и не ждать очередной революции в жанре (как я), от книги можно получить свою долю удовольствия. Кларк уже работает над следующей книгой, так что «Пиранези» можно считать аперитивом.
Подписывайтесь на мой телеграм-канал — там заметки о кино и играх, digital и управлении, окружающей действительности и многом другом. А ещё мемы, честно украденные из интернета.