Смотрю
September 22, 2023

«Аватар» и тайна исчезнувшего племени

Новый «Аватар» — невероятно красивый и противоречивый авторский аттракцион, во многом повторяющий оригинальный фильм. Затянутый, душевный и полный проблем. Так и хочется пересмотреть.

«Путь воды» выглядит так реалистично, что, глядя на окружение (особенно воду), очень легко забыть, что оно компьютерное — степень проработки просто безумная. Такого ещё не было ни в кино, ни в видеоиграх. (Вы просто обратите внимание на те же пузырьки воздуха, когда персонажи впервые ныряют под воду — их ведь кто-то рисовал!)

Всё это играет на руку зрелищности — как и в первой части (да чего греха таить — как и в любом фильме Кэмерона) здесь очень много круто поставленного разнообразного экшена. Взрывы, драки, перестрелки, полёты и подводные заплывы — глаз не оторвать. А в 3D так и вовсе дух захватывает.

В истории фокус сместился на потомство главных героев и злодеев, а вместе с ними — на сопутствующие подростковые проблемы и конфликты отцов и детей. Об этом было давно известно, и я думал, что от подобного смещения фильм многое потеряет, но оказался не прав. И хотя они зачастую ведут себя типично глупо (подростки есть подростки), наблюдать за злоключениями детей Джейка Салли так же интересно, как и за его собственными 13 лет назад. У детей огромный потенциал, на который в «Пути воды» лишь намекают — по заверениям Кэмерона самая движуха начнётся только к четвёртой части (всего их, напомню, будет пять).

Впрочем, без недостатков не обошлось (как и я дальше не смогу обойтись без спойлеров).

Во-первых, «Путь воды» сильно похож на оригинальный «Аватар» — не структурой сюжета, не экшеном, но отдельными деталями: фразами, действиями героев, мизансценами. Выглядит это всё очень иронично. Например, в первом фильме Паркер Селфридж (главный корпоративный босс на Пандоре) показывает Грейс Огустин (героине Сигурни Уивер) анобтаниум — самый редкий минерал во вселенной:

Этот серый камушек идет по двадцать миллионов за кило. Вот в чем причина. Именно он окупает все веселье. Он окупает и вашу науку.

В новом «Аватаре» сцена повторяется точь-в-точь: в других декорациях, с другими персонажами и другим драгоценным веществом, которое корпорация RDA добывает на Пандоре — ещё более редким, ещё более дорогим — и именно это вещество теперь окупает всё веселье. Про анобтаниум все будто забыли. И такого там полно.

Во-вторых, третий акт, который так восхваляют во многих рецензиях, полон проблем. Именно на него, по заветам драматургии, приходится финальная битва. Только вот, в отличие от первой части, здесь битва получилась очень затянутой и не такой эпической: вместо наземных и воздушных боёв в парящих горах Аллилуйя — просто осада одного промыслового судна. Именно во время этой битвы происходит самый тупой и необъяснимый момент всего фильма — племя зеленокожих на’ви, которые приплыли вместе с Салли на битву, посреди этой самой битвы просто исчезает.

То есть буквально: мы видим несколько кадров, как разгневанный вождь племени и его жена (они приплыли спасать свою дочь, которую взяли в плен люди) убивают врагов на катерах, а потом… всё, их больше нет. Дочь остаётся до самого конца, а родители как будто передумали её спасать и уплыли домой.


Впрочем, есть ощущение, что, несмотря на все недостатки (в том числе менее значительные, о которых я не упомянул), я буду ещё не раз пересматривать оба «Аватара» дома. Обычное дело для фильмов Джеймса Кэмерона. Не идеальных, но очень и очень увлекательных.


Подписывайтесь на мой телеграм-канал — там заметки о кино и играх, digital и управлении, окружающей действительности и многом другом. А ещё мемы, честно украденные из интернета.